РУСОФОБИЯ


содержание

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

К § 1

Вот более точное описание работ, упомянутых в начале параграфа. Г. Померанц. "Квадриллион", "Человек ниоткуда", "Сын земли"; А. Амальрик. "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" (Самиздат). "Вестник Русского Студенческого Христианского Движения" (РСХД) № 97, 1970. Сборник работ: "Самосознание", Нью-Йорк, 1976, и "Демократические альтернативы", ФРГ, 1976. Б. Шрагин. "Противостояние духа", Лондон, 1976. А. Янов. "Детант афтер Брежнев" [Иностранные работы приводятся в русской транскрипции.] (Далее цитируется как "Разрядка") и "Ве рашн нью райт" (Далее цитируется как "Новые...") - обе в "Институт оф интернешенл стедиз", Калифорнийский Университет, Беркли, 1977. Р. Пайпс. "Раша эндер ве олд режим" (Далее цитируется как "Россия..."). Лондон, 1974.

К § 2

Критику концепций, кратко изложенных в § 1, можно найти, например, в работах: Л. Бородин. "Вече", № 8 (Самиздат). А. Солженицын. "Из-под глыб" (Самиздат) и другие выступления. В. Борисов и И. Дубровский. "Вестник РСХД", № 125. А. Шанецкий. "Память", № 4 (Самиздат).

По поводу места концепции "Москвы - Третьего Рима" в мировоззрении Московского царства см., например, Д. С. Лихачев. "Национальное самосознание Древней Руси", с 100-101, и работы Н. Н. Масленниковой и А. Л. Гольдберга в ТОДРЛ за 1962, 1969, 1974 гг.

О том, что секуляризация церковных земель не вызвала на Руси социальных потрясений, - Пайпс. "Россия...", с. 242.

Синодальный период управления церковью - как пример "русской предрасположенности к единогласному послушанию" - Шрагин. "Самосознание", с. 263.

О влиянии "территориальной системы" церковного управления, принятой в протестантских странах, на церковное устройство России, см., например, А. С. Павлов. "Курс церковного права", Сергиев Посад, 1902, с. 225 - 490, 507.

О "значении николаевского законодательства для тоталитаризма ХХ века" - Пайпс. "Россия...", с. 291 - 295.

Цитаты европейских основоположников теории тоталитарного государства взяты из: Томас Гоббс. Избранные произведения в двух томах. Том II, М., 1965. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. С. 47, 196-202, 207, 230-235, 488-490, 505, 526-527, 567. Б. Спиноза. Избранные произведения в двух томах. Том II. Политический трактат. С. 301-302, 305, 309-310. Жан-Жак Руссо. "Об общественном договоре или принцип политического права". М., 1938, с. 13-14, 16, 18, 24, 29, 34.

О западных влияниях на петровское законодательство см.: Георгий Гуревич. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.

О "революционном мессианстве" см.: Л. Тальмон. "Политикал мессианизм". Лондон, 1960.

О еретических учениях и народных социальных утопиях в России см., например: Н. А. Казакова и Я. С. Лурье. "Антифеодальные еретические движения на Руси XV - начале XVI веков". М.-Л., 1955; А. Клибанов. "Народная социальная утопия в России". М., 1977.

Дискуссия по поводу "Повести о Дракуле" см.: В. Борисов. "Вестник РСХД", № 125; Г. Померанц. Открытое письмо редактору "Вестника РСХД" (Самиздат).

Пайпс о частной собственности в Московской Руси: "Россия...", с. 316; И. Дубровский. "Вестник РСХД", № 125.

Пайпс о русских пословицах: "Россия...", с. 159. Пайпс о грамотности в Московской Руси: "Россия...", с. 123. См. также А. И. Соболевский: "Образованность Московской Руси XV- XVII вв.", Спб., 1892, особенно с. 3-4. Подсчеты А. И. Соболевского были продолжены Н. А. Вагановой: "Русский читатель XVII в.". в сб. "Древнерусская литература и ее связи с новым временем". М., 1967. См. еще Д. С. Лихачев: "Культура русского народа". М.-Л., 1961, с. 106-107.

Янов о роли "Архипелага ГУЛАГ" в русской истории: "Демократические альтернативы", с. 188.

О западноевропейских переворотах 20-х гг. XIX века, очень похожих на заговор декабристов, тоже организованных тайными обществами (в Испании - массонами, в Италии - карбонариями) см., например, Е. Тарле: "Политическое движение в Испании и Италии в 1820-1828 гг.", "Книга для чтения по истории нового времени", т. IV, ч. I, с. 128-176. М., 1913.

О заговоре Тистельвуда или "Заговоре на улице Катона" есть статья в Британской Энциклопедии.

О подавлении июньского восстания 1848 г. пишет Герцен. Больше подробностей можно найти в книге: Шарль Шмидт. "Июньские дни 1848 г.", Л., 1927.

По поводу числа убитых при разгроме Парижской коммуны приводились очень разные цифры. Консервативный журналист Максим Дю Кам утверждает, что число убитых на баррикадах и расстрелянных национальных гвардейцев равно 6600 (М. Дю Кам. "Ле конвульсон де Пари", т. I, Париж, 1881). Эта цифра явно занижена, так как даже маршал Мак-Магон говорит о 15 000. Обычно называют цифру от 30 000 (Жорж Буржен. "История Коммуны", Л., 1962) до 20 000 (Э. Лиссагарэ. "История Коммуны").

Янов о "возрасте" демократии: "Новая...", с. 93. Он же о Белинском как славянофиле: журнал "22", Тель-Авив, 1978, с. 36.

Об ирландской кампании Кромвеля см., например, Михаэль Фрейнд. "Ди гроссе революцион ин Энгланд", Гамбург, 1951. Сколько погибло в результате работорговли, оценивает Дю Буа: "Ве нигро", Лондон, 1915. Число жертв французской революции из современников оценивал миллионом такой революционер, как Гракх Бабеф ("О системе уничтожения населения, или Жизнь и преступления Карье". - Гракх Бабеф. Сочинения. Т.3, М., 1977, с. 255) и революционер, но позже отошедший от революции Л. М. Прюдом в "Истуар женераль э импартиаль...". Из более поздних историков И. Тэн пишет: "Можно предполагать, что в одиннадцати департаментах запада число убитых всех возрастов и обоих полов приближается к полумиллиону". См.: "Происхождение современной Франции", т. IV, кн. V, гл. I (во Франции было тогда 83 департамента).

О числе жертв опричнины см.: Р. Г. Скрынников, "Иван Грозный". М., с. 191.

Филипп Эрлангер в "Ле массакр де ля Сент-Бертелеми" приводит различные оценки числа жертв Варфоломеевской ночи. Наименьшую цифру назвал Боссюэ: 6000, наибольшую - воспитатель Людовика XIV Перефикс: 100 000. Из современников будущий канцлер Генриха IV Сюлли говорит о 60 000, историк Ту - о 10 000 в Париже и 40 000 в провинции, иезуит Бонами - 4000 в Париже и 25 000 в провинции,протестант Креспин в "Мартирологе" приводит имена 15 000 убитых, историограф короля Массон и английские архивы говорят о 2000-3000 убитых в Париже и 10 000 в провинции (с. 193-194).

K § 3

Цитаты из Горского: "Вестник РСХД", № 97, с. 61 и 34.

Цитаты из Янова: "Разрядка...", с. 11, "Новая...", с. 101, 183, 104, 86, 100.

Цитаты из Померанца о том, что "народа больше нет": из его сборников "Квадриллион", "Человек ниоткуда".

Померанц о русском народе и Самодержце: "Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6.

"Русские не имеют истории" - см. Б. Шрагин, "Самосознание", с. 261.

Янов о демократии и тоталитаризме: "Новая...", с. 88, 102, 7.

Характеристику английского парламентаризма см.: Вернер Зомбарт. "Дер пролетарише социализмус", Йена, 1924; или: Ганс Дельбрюк, "Регирунг унд фольксвилле", а также в его работе "Вигз энд Ториз" в "Хисторише ауфзетце", Берлин, 1887.

Об ограничении власти см.: Ш. Монтескье. "О духе законов", кн. II, гл. VI. Политические взгляды создателей американской конституции выпукло описаны в работе лорда Эктона "Политикал коузез оф америкен революшн" (Эссейз ин ве либерал интерпретейшн оф хистори", Чикаго, 1967, с. 41-94). См. также: В. Хабуш. "Ди модерне демократи", Йена, 1921, с. 51; Дж. Х. Рендал. "Ве мейкинг оф модерн майнд", Нью-Йорк, 1926, с. 345-350.

В американской политической литературе XVIII и начала XIX в. "демократическая" форма правления противопоставлялась "конституционной" или "свободной".

Схема вырождения демократии в деспотию у Платона: "Государство", 562. Его взгляды на демократию: там же, 557; у Аристотеля: "Политика", 1292а.

Взгляды Берка: Эд. Берк. "Рефлекшенс он ве революшн ин Франс", Нью-Йорк, 1961, с. 138.

Из современных авторов: Ф. А. Хайек. "Лоу, леджислейшн енд либерти", т. I. "Рулз енд ордерз", Лондон, 1973.

Взгляды Краснова-Левитина и Плюща: "Демократические альтернативы". Плющ о терроризме: "Ответ Т. С. Ходорович", "Континент", № 9, с. 252.

Концепция Янова: "Синтаксис", № 1, журнал "22", 1978, "Новая...", с. 88, "Разрядка...", с. 141. 85, 80, 82, 21.

К § 4

Две точки зрения на историю - обе очень древнего происхождения. Платону принадлежит сравнение законодателя с мастером. В "Государстве" и "Законах" он логически разрабатывает план построения идеального государства. С другой стороны, Аристотель считает государство продуктом естественного развития, наподобие семьи (Политика, 1252б). Я. Бурхард в "Культуре Ренессанса в Италии" считает, что характерным для эпохи Возрождения был взгляд на государство как на искусственное сооружение.

Типичным пониманием государства как "конструкции" является теория "договора" Гоббса - Руссо. Взгляд на государство как "организм" так же многократно высказывался, вплоть до попыток построения "социальной физиологии", "социальной анатомии" и применения дарвинизма к общественным явлениям. Обзор этих взглядов см., например, в книге Менгера: Карл Менгер. "Унтерзухунген юбер ди социальвиссеншафтен унд дер политишен экономи", Лейпциг, 1883.

В наше время "органическая" точка зрения развита в цитированной выше книге Хайека.

Вообще, "органическая концепция, как правило, ближе историкам, а "механическая" - социологам и политикам" (ср. хотя бы современный термин "социальная инженерия").

О роли интеллигенции: Горский. "Вестник РСХД", № 97, с. 52, 53; Шрагин. "В поисках почвы" (Самиздат) и "Противостояние духа", с. 216; Померанц. "Квадриллион" и "Человек ниоткуда".

Шрагин против демократии: "Синтаксис", № 3, с. 22.

Суммарное изложение основных положений Кошена содержится в небольшой книжечке: Огюстен Кошен. "Ле сосиете де пенсе э ля демократи", Париж, 1921. Подробное изложение, опирающееся на огромный фактический материал, - в книге "Ле сосиете де пенсе э ля революцион ан Бретань" (1788-89)", Париж, 1925. Второй том посвящен исключительно публикации документов. Концепция Кошена не получила (как, впрочем, и следовало ожидать, ввиду ее "нелиберальности") признания большинства историков [Кажется, отношение к нему теперь изменилось. Примечание 1990 г.] . Его взгляды относят, как правило, к типу революции как "заговора", что, как мне кажется, представляет их в совершенно искаженном виде.

О влиянии кальвинизма на создание "духа капитализма" имеется классическая работа: Макс Вебер. "Ве протестан этик энд ве спирит оф капитализм", Лондон, 1980.

Влиянию на создание духа современной партийной жизни посвящена интересная книга: Михаэль Вальцер."Ве революшн оф ве сайнт", Кембридж, Масс, 1965.

О роли пуритан в английской революции см.: Белок, Хиллейр. "Кромвель", Лондон, 1934 и цитированную выше книгу М. Фрейнда.

Характеристика немецкого радикализма: цитированная выше книга Зомбарта, т. I, с. 45-47; и особенно Г. Фон Трейчке. "Деитше гешихте им нейнцентен ярхундерт", ч. III, гл. 9, Лейпциг, 1895.

Русская публицистика 60-70-х гг. XIX в. см.: В. А. Зайцев. "Избранные сочинения", т. I, М., 1934, с. 55, 62, 95, 96; Ю. В. Стеклов, "Чернышевский", М.-Л,. 1928, ч.I, с. 158.

Достоевский Ф. М. "Дневник писателя", март 1876., май-июнь 1877 г., август 1880 г., январь 1881 г.

Л. Тихомиров. "Начала и концы ("либералы" и "террористы")", М., 1890 г.

К § 5

Выражение "дьявол русской тирании" принадлежит Янову: "Синтаксис", № 6.

Шрагин о "России как жандарме Европы". "Самосознание", с. 56.

По поводу самооценки дореволюционной интеллигенции см.: В. Зернов. "Русское религиозное возрождение XX в.", Париж, 1974; "Вехи" ("Сборник статей о русской интеллигенции"), 2-е изд., М., 1909; "Интеллигенция в России", СПб., 1910.

К § 6

По поводу цитат "Они о нас" см. статьи "Горского (псевдоним) в "Вестнике РСХД", № 97, "Сны Земли" Померанца, "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" Амальрика, "Противостояние духа" Шрагина, с. 60; Пайпса, "Россия...", с. 97, Янова, "Новая...", с. 141 и "Разрядка...", с. 87, альбом "Ле пейнтюр рюс контемпорен", Палэ де Конгресс, Париж, 1976, картина "Сиель Лурд", статью Меерсона-Аксенова в "Самосознании", с. 103 и Амальрика в "Синтаксисе", № 3, с. 72.

Национально окрашенные цитаты из Янова см., "Разрядка...", с. IX, "Новая...", с. 12-16, 31, 160, 177-180, 28, 177. Журнал "22", Тель-Авив, 1978.

Н. Я. Мандельштам, что "евреи - это и есть интеллигенция": "Вторая книга воспоминаний", Париж, 1972, с. 119, 567-568. Аналогичные мысли Хазанова: Борис Хазанов. "Запах звезд", Тель-Авив, с. 291, 284, 295, 278.

Шрагин о "национальном складе" интеллигенции: "Противостояние духа", с. 30.

Янов о желательности "нового Баруха": "Разрядка...", с. 89. Померанц о миссии Израиля: "Сны земли" (Самиздат).

К § 7

"Революцию делали не одни евреи" - "Вестник РСХД", № 97, с. 6.

Пьеса "Утомленное солнце" - "Время и мы", Тель-Авив, 1980, № 7.

Померанц о "проклятом вопросе": "Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6.

Сборник статей "Россия и евреи", переиздан в Париже в 1978 г. См. также: Ф. Светов. "Отверзи ми двери", Париж, 1978; статьи Бергмана и Дон-Левина в журнале "22" Тель-Авив, 1978; статью А. Суконника в "Вестнике РСХД"; № 123; Померанц: об "опасном слове""Сон о справедливом возмездии", "Синтаксис", № 6; А. Янов, обвинение в антисемитизме как атомная бомба"Синтаксис", № 6; отрывок из статьи Синявского в "Континенте" № 1, касающегося "русского антисемитизма", переведен в "Ве Нью-Йорк оф Буке". Апрель, 15, 1976; другая статья того же автора на ту же тему: "Синтаксис", № 2, 1978, с. 48.

К § 8

"Россия и евреи", статья И. О. Левина, с. 109 и И. М. Бекермана, с. 22-23. Обзор революционной эмиграции из России см. в : "Хронике социалистического движения в России 1878-1887 гг.". "Публикация материалов министерства внутренних дел". М., 1907, с. 325-333. Показания Азева в: "Былое", № 1, июль, 1917.

Обширные статистические данные находятся в книге: А. Дикий. "Евреи в России и СССР", Нью-Йорк, 1967. В книге встречаются неточности, но нетенденциозные: в целом обрисованная там картина, по-видимому, соответствует действительности.

Рассказ Шульгина о его впечатлениях времен гражданской войны находится в его книге "Что нам в них не нравится", Париж, 1929. Недавно на Западе опубликована книга двух журналистов, посвященная расстрелу царской семьи: А. Саммерз и Т. Манголд. "Ве Файл оф ве цар", 1976. В частности, см. с. 88 и с. 185-187 "Неизданные записки Л. Тихомирова", "Красный архив", т. 29, 1928. Список руководства ОГПУ - НКВД - в книге Р. Конквеста "Ве грейт террор".

Выступления против "великодержавного шовинизма" - см. материалы XII съезда РКП(б) 17-25 апреля 1923 г. Выступления Зиновьева, и Бухарина с. 553-557, 562-566. Термин "Русотяп" - там же, в докладах Орджоникидзе (с. 159), Скрыпника (с. 526), Орджоникидзе (с. 544).

Стихотворение Безыменского см. в альманахе "30 дней", 1925 г. № 9, другие -- "Правда" 13 августа 1925г. и тот же альманах "30 дней", 1930 г, № 8.

Плющ о Кутузове как "реакционере", см. "Демократические альтернативы", "Беседы с Леонидом Плющом".

Биография Троцкого с характеристикой его национальных чувств см.: Джоэль Кармайкл. "Троцкий", Иерусалим, 1980. (Сокращенный перевод с английского).

Взгляды Хаима Житловского и Шарля Раппопорта: журнал "Время и мы", Тель-Авив, 1976, № 11.

Об Азеве и вообще эсерах см.: Б. Николаевский. "Азев Ве Спай", Н.-Й, 1934, с. 69, 88.

М. Н. Покровский. "Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX вв.". М., 1924, с. 152. Гр. С. Ю. Витте. "Воспоминания", т. I, Л., 1924, с. 360. Дополнение Шульгина "Что нам в них не нравится". Шульгин цитирует "Бнай Брит Ньюс", XII, № 9.

Отчет о выступлении Леба опубликован, например, в газете "Филадельфиа пресс", 19, II, 1912.

К § 9

Макс Вебер об истории "еврейского гетто", см.: М. Вебер. "Гезамелте Ауфзетце цур Религионсоциологие", Бд. III. "Дас антике юдентум", Тюбинген, 1923, с. 434-435.

Молитва, которую приводит Брод, см.: М. Брод. "Йоханнес Рейхлин унд зейн Кампф", Штутгарт - Берлин - Кельн - Майнц, 1965, с. 263. Брод говорит, что видел эту молитву в молитвеннике своей матери.

Мысли Лассаля: Ф. Лассаль. "Дневник", П,. 1919, с. 119. Мартова: Ю. Мартов. "Записки социал-демократа", "Новь", М., 1924, с. 23.

Стихи Бялика см.: Х. Бялик. "Песни и поэмы". Перевод Б. Жаботинского, 2-е изд., СПб., 1912, с. 85, 119, 171, 191.

Статья из израильского журнала: Шмуэль Мушник. "Менора", № 22, VIII год изд., Иерусалим, 1980; из канадского: Гиндин. "Современник", № 34, Торонто, 1978, с. 209.

Цитаты из книги "Россия и евреи", с. 132, 117, 228.

К § 10

По поводу рабочего законодательства в России конца XIX в. см.: В. П. Литвинов-Фалинский. "Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России", изд. II. СПб., 1904; П. А. Хромов. "Экономическое развитие России в XIX-XX веках", М., 1950, с. 350-354.

Общую атмосферу правительственных мероприятий в рабочем вопросе перед мировой войной характеризует "Заключение междуведомственного совещания об изыскании мер против забастовок", "Красный Архив", № 34, 1929.

содержание   наверх   далее