РОССИЙСКИЙ КРИЗИС


содержание

УДАР МИЛОСЕРДИЯ

 

Когда добивали раненого рыцаря, это называлось "удар милосердия": надо же было прекратить его страдания! Сейчас "удар милосердия" готовится нашей стране - в виде представленного проекта Союзного Договора. В духе всей политики последнего времени в договоре говорится о чем угодно, о главном же умалчивается. Главное же: что это за Суверенные Государства, образующие Союз? Казалось бы, с их перечисления и должен начинаться Договор. Не зная этого, что же обсуждать? Но об этом в нем вообще не упоминается, хотя разбросаны разные намеки. Может быть, это "девятка" - девять союзных республик, согласившихся обсуждать Договор? Но там говорится, что одни государства могут входить в Союз в составе других, а это вряд ли относится к кому либо из "девяти". Да еще кинут намек: государствами могут стать "республики и национально-территориальные образования". Тогда, может быть, в духе полной свободы - любая национально-территориальная группа, какая захочет: казачество

РСФСР или Казахстана, юг Украины "новороссы" и т.д.? Но и здесь есть зашифрованный подвох: число мест у новых государств в Совете Республик будет такое же, как сейчас в Совете Национальностей. Вот отсюда и можно вытянуть запрятанный план: новые государства - это все, кто представлен сейчас в Совете Национальностей, причем в их теперешних границах.

То есть авторы проекта, то ли сами, как страус пряча голову под крыло, то ли сознательно, отводя нам глаза, не хотят сказать главное: предлагается разделение страны на 53 части! По крайней мере, такая возможность предусматривается. И трудно себе представить, чтобы она не реализовалась.

Согласно Договору, входить в новый Союз будут независимые государства, имеющие право приостанавливать действие союзных законов, вести собственную внешнюю политику, определять свое национально-государственное и административно-территориальное устройство. Предполагается, что Союз ведает обороной, но нигде не сказано, что республики не должны иметь своих воинских формирований - а значит, они будут. Противоречия будут разрешаться через Конституционный суд и какие-то "согласительные процедуры". На примере Нагорного Карабаха, Южной Осетии или Тувы можно видеть, как это соглашение будет происходить.

А как смотрят составители проекта на простое равенство: 15 - 9 = 6? Какое отношение Договор предполагает к 6 республикам, не пожелавшим его обсуждать? Не будет ли его подписание молчаливым признанием их отделения, даже без обсуждения условий: гарантий будущего наций, оказавшихся там в меньшинстве (иногда близком к большинству), границ, раздела собственности, гарантий безопасности других республик? Это так похоже на укоренившийся стиль нашей политики: пошумев о пустяках, втихомолку принимать судьбоносные решения, делая вид, что ничего особенного не происходит.

Какова же правовая основа этого раздробления страны? Ответ: ленинско-сталинская национальная политика, которую сейчас, кажется, никто не возьмется защищать, да аннулированный тайный договор Молотова - Риббентропа. Иначе как обосновать границы большинства новых Республик? А отказавшись от Молотово-Риббентроповского соглашения надо было бы отдать Клайпеду - Германии, Вильнюс - Белоруссии, Западную Белоруссию и Украину - Польше, Закарпатскую Украину - Венгрии, Бессарабию - Румынии, а оставшуюся часть Молдавии вернуть в Украину. Неужели апелляция к такой основе заставит уважать новые границы?

Принцип действия атомной бомбы основывается на том, что цепная реакция распада ядра урана начинается, когда его масса превышает определенную величину - "критмассу". Две заготовки, содержащие каждая немного более половины "критмассы", держатся порознь, в нужный момент они соединяются - это и есть атомный взрыв. Для нашей страны заряды, соединение которых даст атомный взрыв - это кризисы: экономический и национальный. Вместе они ввергнут нас в Чернобыль, несущий гибель шестой части суши земного шара. Единственный шанс на спасение - попытаться их разделить. И, так как самый неотложный кризис - экономический, грозящий голодом и полной разрухой, то, пока не наметилась хоть надежда на экономическую стабилизацию, надо было бы наложить мораторий на все планы геополитической перекройки страны. Но политика - вопрос не желаемого, а возможного, наиболее разумный выход может быть сейчас нереален. Однако не начинать же сразу с декларации о развале страны! По крайней мере нужно не ускорять, а тормозить процесс ее распада. Каждую проблему обсуждать и решать отдельно, учитывая национальные, экономические, правовые и геополитические особенности. А предлагаемый проект разом разбивает страну на мелкие осколки, которые станут наперебой, отталкивая локтями друг друга, предлагать богатым странам свои недра, рабсилу и независимость.

Крошечные швейцарские кантоны - и те веками пришлифовывались друг к другу, вырабатывали свою форму сосуществования. Превратить же за один день предельно централизованную страну в конгломерат нескольких десятков государств, не имеющих никакого опыта самостоятельного существования, да еще сделать это в условиях тяжелейшего экономического кризиса - можно представить себе, в какую пучину хаоса они все будут ввергнуты.

Сталин, сначала как наркомнац, а потом - просто как "лучший друг всех народов", одарил их - кого Союзной, кого Автономной Республикой, кого Автономной областью, кого Округом. Лишь одному народу при этом ничего не досталось (кроме, разве, почетного звания "старшего брата") - русским. Поэтому и в предлагаемом Договоре им не остается места. Об этом прекрасно сказал в прошлом номере газеты народный депутат С. Васильев. Но речь идет не только о трагедии русских. Народ, составляющий более половины населения страны, очевидно, образует ее костяк. Недаром председатель объединенного комитета начальников штабов США ген. Тейлор, выйдя в отставку, заявил, что в случае войны атомной бомбардировке надо подвергнуть основные районы, заселенные русскими - остаток страны развалится сам. Вот такой удар, уничтожающий русских как действующую в стране политическую силу и тем разваливающий страну, наносит предлагаемый Договор.

В этом веке наша страна несколько раз была на грани уничтожения внешним врагом. В первую мировую войну немецкий генштаб и министерство иностранных дел финансировали левые партии и любых сепаратистов, чтобы вызвать социальную революцию и распад России. Эти планы и реализовались в Брестском мире. Разделение нашей страны на части планировал Гитлер. Но никто, кажется, не предлагал столь радикального плана раздела, как обсуждаемый сейчас Договор. Такого не пришло в голову совершить с Германией ни по Версальскому договору, ни после второй мировой войны. Это не просто поражение, хотя бы и самое тяжелое - это запланированный конец страны, той истории, которая более 1000 лет назад началась на берегах Днепра и Волхова.

Проект лукаво апеллирует к естественному чувству исторической ответственности, даже просто жалости к терзаемой родине: создается иллюзия, что нечто, называемое государством, все же остается. А на деле он легализует его конец, наносит тот удар, от которого оно уже не подымется. Даже раздробление страны на 15 независимых государств с сильной Россией среди них оставляло бы некоторую надежду - если не нам, то хоть нашим потомкам. Это был бы кризис трагический, но не обрывающий нить исторической традиции.

Казалось бы, предложенный Договор невозможно ни обсуждать, ни "взять за основу", ни дополнять. Возможен лишь один ответ: нет оснований предлагать подобное будущее стране, которая еще не завоевана, не оккупирована. Но в наши дни самые страшные войны невидимы и бесшумны и быть может мы близки к

тому, чтобы проиграть свою последнюю войну. Уже раздаются загадочные слова: "Сейчас отказаться от подписания нового договора практически невозможно". (Что это, собственно, значит: практически невозможно?). Высказываются робкие надежды: "А нельзя ли осуществить новую структуру палат, предусмотренную заявлением "9 + 1" на базе существующего Съезда, без дополнительных выборов?" (т.е. чтобы депутаты остались в креслах).

Который раз к нам применяют прием, старый как мир: так шустрый управляющий подсовывал на подпись состарившемуся барину разоряющий его документ в ворохе пустяшных бумаг. В США предвыборная президентская кампания по существу занимает год, у нас - на размышления перед выбором президента РСФСР было отпущено 2 недели. Теперь на принятие решения, от которого зависит судьба всей страны, отпускается всего несколько дней. Обращение Горбачева к Верховному Совету СССР подписано 18 июня и кончается предложением: "Просьба обсудить проект в июне этого года!". Этак однажды мы найдем сообщение о разделе нашей страны между Китаем и Германией в рубрике "события дня", петитом, в конце газет.

Если мы хотим выжить, то должны положить конец подобной "демократии". Для этого необходимо, прежде всего, чтобы Верховный Совет выразил публичное порицание Президенту, пытающемуся устранить народ от решения своей судьбы и предупредить, что повторение подобной попытки поставит под сомнение конституционность его действий.

Если же найдутся лица, рискующие при свете дня выступить авторами подобного проекта Договора, то они должны изложить его безо всяких умолчаний, указав, в частности: кто подразумевается под "Суверенными Республиками" (какие национально-территориальные образования могут на это претендовать)? Будут ли в их ведении военные формирования и какие? Какова будет политика относительно республик, не желающих обсуждать договор? и т.д. Такой документ должен быть предоставлен на обсуждение народу и на обсуждение дано много месяцев: вопрос о существовании страны поважнее выборов президента США на 4 года! Именно по конкретному проекту и должен быть проведен плебисцит: "за" или "против" проекта, а не по скользкой формулировке, предложенной нам недавно, когда неясно было, за что же мы голосуем: за сохранение Союза, сохранение социализма или за права народа? Вот тогда и посмотрим, готов ли народ к тому, чтобы безропотно принять этот "удар милосердия".

Впервые напечатано в газете "Политика" N 8, июль, 1991г.

содержание   наверх   далее